Мы продолжаем знакомить наших читателей с
культурными ценностями востока.
Сегодня мы познакомим Вас очень популярным
праздником в Индии – праздником Холи. Пожалуй, если
Вы, хоть однажды поучаствовали в подобной феерии, Вы
запомните это на всю оставшуюся жизнь. Всё вокруг
окрашивается в яркие цвета. Весёлая молодёжь кидает
друг в друга цветной красящий порошок и обливает
цветной водой.
Холи начинается в двадаши – в двенадцатый день
месяца Пхалгун (февраль-март). Вычисление проводится
по лунному календарю.
Праздник продолжается три дня. Начинается праздник в
кругу семьи. Глава семьи берет цветной порошок из
лоты (металлический сосуд) и посыпает каждого члена
семьи. Позже то же самое проделывают и другие члены
семьи.
Второй день ознаменован сожжением символического
чучела демоницы Холики. С этим связанна целая
история, к которой мы вернёмся позже. В огонь также
кидают рис и разные фрукты. Дело в том, что во
многих индийских ритуалах, всегда использовалось
огненное жертвоприношение, при котором опытный
брахман (священник-жрец) произносил священные
Ведические Гимны. Огонь служил проводником в тонкий
мир. В нём, кроме дров, и возлитого топлёного
коровьего масла Гхи, сгорали также и предложенные
фрукты и рис. Живущие в этих традициях индусы,
делают подобные вещи и на праздник Холи. Считается,
что жертвенный огонь сжигает последствия греховных
поступков. Очищенное таким образом человеческое
сознание, способно понимать более тонкие духовные
вещи.
в сети много фотографий этого праздника
На третий день гуляния приобретают особо массовый
характер. Все ходят в гости к друг другу, осыпая всё
вокруг порошком красного, зеленого, желтого, синего
и черного цвета. И без того радостные индусы
приходят в полную эйфорию от празднования.
Церемония празднования в разных регионах и штатах
Индии имеет свои особенности. На юге, тысячи женщин
в канун праздника красок выходят на улицу, разводят
огонь в глиняных очагах, сооруженных возле дома, и
готовят сладкий рис, которым одаривают прохожих. На
севере, например, в штате Хариана, женщинам в этот
день позволено "поколотить" мужчин, отомстив, таким
образом, за шалости Кришны.
История праздника.
В разных источниках приводится несколько предысторий
этого праздника и на самом деле все они вполне могут
иметь место для существования. Считается, что само
название «Холи» – праздник получил он имени сестры
Хираньякашипу - Холики.
Начнём по порядку: Хираньякашипу (имя означает:
золото и женщины) – был великим демоническим
правителем. Силой своих аскез (он стоял многие годы
на одной ноге не двигаясь, так долго, что муравьи
источили его тело) Хираньякашипу добился
благословения у Брахмы (вторичного творца
вселенной), позволившего ему быть практически не
уязвимым. Его не могли убить ни днём, ни ночью, ни
на улице, ни в доме, ни человек, ни животное, ни на
небе, ни на земле, и ни одним из известных видов
оружия. Хираньякашипу обладал мистическим
могуществом, что позволило ему поработить всю
вселенную. Все три мира – адский, средний и райский
были под его гнётом. Хираньякашипу был полностью
уверен в своей абсолютной власти над всем.
Но случилось так, что у папы демона в семье родился
благословенный сын, мышление которого было
неприемлемо для Хираньякашипу. Его сын – Прахлада,
то и дело говорил о каком-то боге и называл его
Вишну. Отец не мог согласиться с этим, так как
считал богом себя.
Хираньякашипу нанимал учителей, учивших Прахладу как
надо правильно жить, но маленький мальчик в ответ на
вопрос отца: «чему тебя сегодня учили твои учителя?»
отвечал всё те же истины о всевышнем Вишну. Это
угнетало Хираньякашипу и в моменты гнева он желал
смерти своему сыну. Но каждый раз Прахлада выходил
невредимым из всех передряг и в очередной раз
демонстрировал преданность богу, несмотря на все
лишения. Одним из таких случаев и была история с
сестрой Хираньякашипу – Холикой. Холика имела
благословение не гореть в огне и это стало частью
плана Хираньякашипу, чтоб сжечь Прахладу. Но волей
свыше Прахлада остался жив, а Холика была предана
огню. Прахладу в очередной раз спасла его
непоколебимая вера.
Вот в честь победы божественного начала над
демонизмом, а проще говоря добра над злом и задуман
был этот праздник.
История на этом не закончилась и однажды в гневе
Хираньякашипу сам был готов убить своего сына. Он
просто не выносил, когда видел Прахладу погружённым
в медитацию на Верховную Личность Бога.
«Ну и где же твой Бог?!» - выкрикнул он однажды. «Он
везде» - ответил Прахлад. «Везде?! И в этой
колонне?!». «Да» - ответил Прахлад и словно в
подтверждение его слов из колонны появился
Нирсимхадэв. Нирсимхадэв – форма Бога на половину
льва, на половину человека. Он схватил Хираньякашипу
и на выходе из дома, усадив его на свои колени,
разорвал. Он вытащил его внутренности и в гневе
намотал их себе на шею.
Таким образом, мир был спасён от страшного демона. И
при этом не было нарушено слово Брахмы.
Хираньякашипу был убит ни ночью, ни днём – это было
в сумерках. Ни на улице, ни в помещении – это было
на входе во дворец. Ни человеком, ни животным и ни
одним из известного оружия. Нирсимхадэв разорвал его
своими когтями ни на земле или в небе, а у себя на
коленях.
Форма Нирсимхадэва была ужасающей. Все живые
существа с высших планет, наблюдавшие за
происходящим боялись даже приблизиться к нему. Это
сделал Прахлад. Будучи в полном смирении он подошёл
к Нирсимхадэву и тот смягчился.
Эта история учит тому, что не имея демонических
склонностей к стяжательству и во всецело поглощенном
состоянии медитации на Верховную Личность Бога, в
таком и только таком состоянии есть надежда на
истинную милость свыше.
Второй аспект. Традиция разбрасывать краски на
окружающих, по преданию, связана с историей о
маленьком Кришне, который спросил однажды у мамы
Яшоды по поводу того, почему у него и у Радхики (его
возлюбленной) разный цвет кожи. На что Яшода в шутку
посоветовала посыпать на Радхарани цветной краски.
Радха и Кришна празднуют Холи (старинная
миниатюра)
Третья история связана с Шивой и Камадэвом
(купидоном). Однажды Камадэв выпустил стрелу в
медитирующего Шиву, чем вызвал на себя его гнев.
Шива испепелил Камадэва, но в последствии
смягчившись, вернул Бога любви к жизни.
Возможно поэтому и появился смысл праздника, также
как возрождение к жизни. Скорее всего как и у нас в
новый год, или более личные праздники, у каждого
индуса найдётся свой ответ на этот счёт. Но
согласитесь это красиво. Особенно когда отпустишь
все свои «страхи» выглядеть глупо и испортить свою
одежду безвозвратно и просто войдёшь в этот
разноцветный хаос.